фото: Игорь Пестов
Игорь Пестов - русский современный художник, родился в Свердловске, живет и работает в Санкт-Петербурге.
– Игорь, что для вас современное искусство? Как
вы себя в нем ощущаете?
– Искусство производит универсальные смыслы и пото-
му слово «современное» очень условно применяется. Если мы
сегодня откроем альбом Босха, то увидим самое современное
искусство, острое и точное. Вернее, можно сказать, когда об-
раз состоялся, он становится универсальной величиной, не-
зависимо от времени творчества.
В некотором смысле искусство – как горькое лекарство
от неизлечимой болезни. Искусство несет в себе самоиронию,
а личная история автора – одна из важнейших составляю-
щих. Именно поэтому мы грустно смотрим на рваные ботин-
ки Ван-Гога. В них его личная история, его отчаяние, а мы
чувствуем это сквозь столетие.
Вообще, искусство через эстетику, через образы обра-
щено к подсознанию. Искусство – как ключ, которым откры-
вается то, что мы называем душой. А душа «помнит» опыт прошедших цивилизаций, традиций данного социума, че-
ловечества. Душа имеет ментальность и иррациональную
природу, и потому, как сказал Конфуций, миром правят не
идеи и мысли, а знаки и символы. Мы живем в современности
под знаком «озверения». Технически оснащенный холодный
и жестокий мир целесообразности.
– Что для вас значит быть художником, творцом?
– Это значит быть поэтом, разговаривать со зрителем
на языке визуальных метафор и гипербол. Творчество – это
парадокс и цельность, и потому, сложно поддается описанию
словами. Если говорить на профессиональном языке, то ко-
нечно, мы видим спектр художественных средств, которые за-
действовал автор, и которые стали его любимыми стилевыми
приемами. Талантливый художник имеет свой «иероглиф»,
как отпечаток пальцев, ведь стержнем творчества является
его Личная история.
Если представить социум как цельный организм, то ис-
кусство – это печень, которая очищает кровь от токсинов,
а также голос коллективного бессознательного. И тут стано-
вится важным вопрос о самоидентификации. Что такое быть
самим собой? Признать себя как часть целого организма,
Тела. Осознать менталитет, внутренние противоречия. В од-
ной капле воды отражается весь мир. Разобраться во всеоб-
щих связях мироздания, понять причины и следствия. Только
после этого может возникнуть Образ. Быть художником – это
быть героем. Выйти из рациональности инстинктов, выйти
за границу собственного Эго, сделать выбор между трансцен-
дентным и обывательским, сопереживать, прощать, любить.
– Расскажите о проекте, который открывается
в Ural Vision Gallery.
– Выставка называется "DAS KAPITAL". В нее входят как
новые, так и уже ранее выставлявшиеся работы на выставках:
«Личная история», «Мелочь по карманам», «Война без особых
причин», «Нежность». Это цикл работ, как исследование среза
действительности, жизни в условиях глобального капитализ-
ма через Личную историю отдельного человека. Я называю
свой творческий метод «Личная история». И здесь важно
разобраться в разных психологических феноменах современ-
ности. Такие светлые идеалы, как Милосердие, Гуманность,
Вера, Отечество, Семья, Человек, обнуляются и подменяются
на ценности системы DAS KAPITAL – Секс, Власть и Деньги.
Человек больше не индивидуум определенного тра-
диционного социума, а биоматериал, рабочая сила, «соци-
альное животное», поддающееся дрессировке с помощью
психоманипуляций. Заглянув в «механику» психики, найдя
нужные кнопки, ты можешь властвовать и управлять «овца-
ми», «бройлерами», обывательской массой – как захочешь.
Действует почти безотказно, за исключением одного «но» –
человек имеет Выбор, в отличие от животного. Именно этот
Выбор между духом и телом позволяет встать над инстинктом
и совершать героические поступки, проявлять Милосердие,
верить в идеалы гуманизма, творить, создавать новые смыс-
лы, критически мыслить по отношению к действительности.
– Если говорить именно о ваших работах,
то вы могли бы описать некоторую эволюцию своего
творчества?
– У меня классическое образование. Я закончил графи-
ческий факультет Академии художеств им. И.Е. Репина (ма-
стерская станковой графики под руководством профессора
В.А. Ветрогонского). После окончания Академии в 1996 году
я вернулся на два года в родной Екатеринбург и жил в рабо-
чем районе Вторчермет. Это были годы переосмысления и ме-
дитации. Именно тогда начал складываться мой творческий
метод – Личная история. Мне не хватало «классического ба-
гажа», который у меня имелся, чтобы отразить суть окружа-
ющих вещей. Произошла «революция» сознания, и я начал
экспериментировать в поисках собственного темперамента,
нового языка.
В то время я сделал несколько абстрактных вещей, стал
использовать шрифт, текст, трафарет, ненормативную лек-
сику. В большинстве работ, отказался от фигуратива. Одна
из первых вещей, которые я написал – это абстрактная кар-
тина «Стена в моем сортире», где изобразил реально суще-
ствующую стену в бедной квартире работяги, выкрашенную
на десять раз разными масляными красками, покрытую
фактурами временных наслоений. Но своим поворотным
авторским манифестом я считаю работу «Пошел ты...». Это
шрифтовая композиция, плакат, где я полностью разрываю связь с псевдоклассическими, псевдореалистическими тра-
дициями. Все работы, написанные в тот период, отразили
энтропию девяностых, образ лирического героя в типичных
обстоятельствах. Но это была глубоко интимная работа над
собой. Я понял силу самоиронии. Избавился от пафоса ака-
демической живописи.
«Революция» в моем собственном сознании – это еще
не революция в искусстве. Стало понятным, что надо про-
должать свое самообразование и искать единомышленников
в мировом современном искусстве, пополнять багаж знаний
в contemporary art. Я стал заниматься шрифтом и текстовы-
ми композициями, как вдруг мое внимание привлек поп-арт
во всех его проявлениях. И тут сыграл свою роль мой опыт
классической живописи. Оказалось, что живописью можно
играть и в поп-артском ключе. Результатом этих творческих
экспериментов стал наездной и одноразовый плакат, пород-
нившийся с дорогой живописной классикой. Это отразило
мою агрессию и чувственность, мой настоящий пестовский
темперамент парня с Вторчермета. Я считаю, что все надо
делать «на всю катушку», потому использую внушительные
размеры. Это играет роль в композиции и помогает изобра-
жению доминировать в современном пространстве. Плакат-
ное решение плюс классическая трехслойная живопись плюс
размер – таковы мои художественные приемы. Что касается
сюжетов моих картин, то они выстраиваются в триптихи и се-
рии. Моя последняя выставка «НЕЖНОСТЬ» продемонстри-
ровала освежеванные тела, Театр плоти. Мне задают много
вопросов по поводу этих кровавых сюжетов, потому что они
идут вразрез с привычным представлениям о «красоте» жи-
вописи. Но они – подчеркнуто классичны, и можно вспом-
нить многих классиков – Ф.Гойя, Т.Жерико, Снейдерс кото-
рые писали в подобной манере. Все зависит от того, что хочет
сказать художник.
На выставке также будет представлена моя ироничная
инсталляция «Мелочь по карманам». Это серия арт-объектов
из крашеного металла и МДФ. Также я выставляю инсталля-
цию «Боль» из крашеной металлической сетки и работу «13-й
этаж» коллаж из бинта. Наряду со станковой картиной меня
интересуют и другие различные жанры и материалы. Экс-
перимент продолжается...
– Ответ на этот вопрос зависит от текущего момента
жизни. Именно сейчас счастье – это МИР. Хотя в настоящее
время мы живем в период империалистических войн в систе-
ме "DAS KAPITAL"... |